Посольство Российской Федерации в Гватемале
+502 2368-0979
+502 2367-2765
/
ru es

Выставка петербургских аквалеристов "Лики России"

Город Санкт-Петербург не даром зовётся культурной столицей России. Здесь живут и традиции древнего и классического искусства России и новейшие течения российского авангарда. Выставка «Лики России» – маленькое окошечко для взгляда на творчество некоторых известных в Санкт-Петербурге художников, которых представляет Общество акварелистов Санкт-Петербурга. Это руки дружбы, протянутые из России художникам и любителям искусства Гватемалы. Общество акварелистов было основано в 1997 году по инициативе искусствоведа, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Абрама Раскина и художницы Нины Дьяковой, члена Санкт-Петербургского отделения Союза художников России и Ассоциации художников Мексики и Международной ассоциации искусств ЮНЕСКО. Oна стала первым председателем Общества, затем вице-председателем и директором обменных выставочных программ с Латинской Америкой. Образование Общества акварелистов было началом возраждения традиций первого Общества русских акварелистов конца 19 века, получившего звание Императорского и переставшего существовать после революции 1917 года. Цель Общества – развитие акварельного искусства в России. Но выставка «Лики России» не ограничена представлением исключительно акварельной живописи. Для участников характерно обращение к различным техникам, которые наиболее подходят для выразительности работ отдельного периода творчества. Это и пастель, и литографии, офорты, шелкография и фотография.

«Лики России» – не только портреты, но и пейзажи России и композиции на различные темы с различным направлением – от традиционного реализма и импрессионизма до символики и абстракции. Так, например, акварели Екатерины Кузнецовой несут в себе черты философского осмысления реальных предметов. Это «Рассвет и закат» как слияние белой и красной лошади, «Путешественник» – обнаженная фигура, устремленная в даль своих грез. «Облака» – где явления жизни просматриваются между плывущих над землёю облаков.  Известность автора началась с получения ею первой премии на конкурсе большой всероссийской выставки акварели в музее им. М. В. Нестерова, г. Тюмень, и Министерства культуры Республики Башкортостан. Кузнецова обращается и к чисто абстрактным работам. Например, «Набережная» – абстракция, но полна земных ощущений. Здесь и свет, пробивающийся сквозь паруса, и блики, падающие в воду у причалов. Характерно, что все участники выставки – художники с высшим художественным образованием.

Олег Яхнин – заслуженный художник Российской Федерации, который пишет картины акварелью на бумаге и маслом на холсте, занимается книжной графикой, рисунком, офортом, гравюрой, проиллюстрировал 70 книг, организовал 78 персональных выставок. Ярко выраженный стиль его работ известен в России, в Китае и в других странах. Перечислить все его награды и звания, все музеи, где находятся его работы, трудно. На выставке он представляет два офорта – «Материнство» и «Пьета», раскрывая вечную тему рождения человека и его смерти.

Нина Дьякова считается признанным мастером акварели. Она представляет пейзажи своего любимого города Санкт-Петербурга. Для ее творчества характерно включение в композицию пейзажа фигур и жанровых сцен. В акварели «Белая ночь в Санкт-Петербурге» cвет заката ещё не погас, одиннадцать часов ночи и на набережной реки Мойки группа гуляющей молодежи. То же в акварели «Вдохновение» c фигурой молодой художницы и в других работах. Композиционные портреты Дьяковой изобилуют деталями окружения. Это «Бабушка Шура с внуками», нарисованная пастелью непосредственно с натуры в городе Переславль-Залесский. Это «Виталий Иванович отдыхает» – фигура старого моряка в лодке, вписанная в тихий вечер на Финском заливе. Он снимает с крючка рыбку, рядом баночка с червями, а также бутылка с водкой и закуска. В творчестве Дьяковой отразилось влияние образов древнерусского искусства в первую очередь русской иконы, пришедшей в Россию из Византии. Примерам следования этим традициям является акварель «Николай Чудотворец. Сцены жития». Образ святого в центре и по краям повествование о его жизни и его чудесах. Дьякова не подражает, а трансформирует в своем собственном стиле акварельной живописи свое впечатление и восхищение, полученное от созерцания древнерусских икон. Таким же примером является акварель «Казанская икона Божьей Матери», где, не нарушая церковных канонов, изображена традиционная композиция – Мария со стоящим младенцем, древняя икона которой находится в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Перед ней всегда стоит очередь паломников. Наиболее интересной работой этого цикла является «Плач», где на фоне древней церкви совершается братоубийственной война и изображена Богородица с младенцем, как образ страдающей матери. Три цветных литографии Нины Дьяковой из серии Музыка – «Джаз», «Месса» и «Русские песни Севера» отражают другой период в творчестве. Это ассоциации, вызванные услышанными музыкальными произведениями. Работы Дьяковой находятся в 12 музеях России, в Национальном музее акварели имени Альфредо Гуати Рохо в г.Мехико, Региональном музее акварели г.Толуки, а также в других музеях и в частных коллекциях. Она награждена дипломами лауреата и грамотами, а в 2019 году медалью Ордена “За заслуги перед Отечеством” второй степени.

Юрий Шевчик последние 15 лет является председателем Общества акварелистов Санкт-Петербурга. Он организатор и участник множества выставок и биеннале акварели, лауреат многих конкурсов. Его работы находятся в музеях России, Мексики, Китая и Белоруссии, а творчество созвучно стилю модерн начала прошлого века. Акварели Ю.Шевчика отличаются изяществом исполнения, фантастическими композициями и большими размерами. На выставке «Лики России» можно увидеть акварельную композицию «Медитация под дождем», работу «Утренний кофе», выполненную пастелью по холсту, где мягкие переходы тональностей погружают в очарование женского образа и пушистого большого кота, сидящего рядом. Акварельный портрет известного поэта Иосифа Бродского, напротив, броский и лаконичный, как отголосок ритмов его поэзии.

Андрей Корольчук – профессор Государственного педагогического университета им. Герцена, член Санкт- Петербургского союза художников, вице-председатель Общества акварелистов, в своем творчестве обладает способностью включения в реальные композиции геометрических форм, которые организуют пространство листа. Лаконичность и геометрия пришли в его творчество от авангардного искусства двадцатых годов прошлого века, конкретнее от теорий художника Стерлигова и участия в выставках его последователей. Это наблюдается в серии акварелей «Отдых на море» – «Пляж», «Белый корабль», «Время летать», a также в лаконичных рисунках, выполненных в технике литографии. Работы Корольчука находятся в некоторых музеях России и Германии.

Алексей Парыгин – яркий представитель традиций русского авангарда начала 20 века и последующего андеграунда. Автор инсталляций и акварелей, многочисленных эстампов, выполненных в технике шелкографии, литографии и гравюры, а также автор многочисленных статей и книг, посвященных истории и технике печатной графики. Работы Парыгина сильно отличаются от работ других участников выставки своей молчаливой абстрактной символикой, но убедительно вписываются в поток направлений современного искусства.

Дмитрий Титов – член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России. Окончив художественное училище им. Рериха отделение живописи, он написал множество живописных работ в технике экспрессионизма, пополнив частные коллекции и галереи России, Китая, Мексики, Соединенных Штатов и Германии. Затем обратился к монументальному суперматизму философской направленности и инсталляциям. И уже потом начал осваивать классическую реалистическую фотографию. Его работы отличаются лиризмом внимательного созерцания природы и людей. Это «Деревья», «Груши» – фрукты, оказавшиеся на фоне вечернего пейзажа над рекой, «Лед» – обычные сосульки, перевернутые в изображении и превращающиеся в загадочные фигуры. Титов не идёт на поводу модного использования в фотографии современных технологий, чтобы удивить невиданным, а, наоборот, возвращает зрителя к выразительности бесхитростной реальности.

Ася Малина – член Общества акварелистов Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского отделения Союза Художников России. Участник и лауреат конкурсов, многочисленных экспозиций. Ee работы напрямую отвечают названию выставки «Лики России». Это портреты: «Воспоминания о прошлом» и «Взгляд в будущее». Oни выразительны своим проникновением в души изображаемых людей. Прекрасно владея акварельной техникой и реалистическим рисунком, молодая художница создаёт множество интересных композиционных портретов своих современников, находя оригинальные решения.

Ольга Луцко – художница из сибирского города Кургана, член Общества акварелистов Санкт-Петербурга и Союза художников России. Окончила факультет изобразительных искусств Государственного университета им. А.М. Горького в г. Свердловске. Участник и лауреат множества выставок. В 2004 году удостоена гранта Президента РФ. Организатор и куратор всесоюзных выставок акварели в Художественном музее г. Кургана, где располагается первый в России Музей акварели. Акварельная живопись – это ее стихия.  Пейзажи, натюрморты, интерьеры О.Луцко наполнены прозрачной влажностью и свободными мазками. Представленные на выставке работы – это сибирские пейзажи: «На крутом берегу», где акварель как бы стекает по берегу в реку. «После дождя» – мокрые крыши и уходящие темные тучи, ещё хранящие капли дождя. «В доме-музее художника Константина Коровина» – дом известного русского живописца 19-20 века. Отсюда старинный самовар для чаепития, неизменно присутствующий в русских домах.

Алина Лесова – мастер пейзажа, певец русской природы. Она свободно владеет как акварельной техникой, так и маслом. Закончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (Академия художеств). В произведениях А.Лесовой чувствуется большое влияние ее отца известного живописца Бориса Лесова. Акварель «Март» живо передает бескрайнее равнинное пространство покрытого льдинами озера. Нежные светлые краски весенних деревьев, когда только начинают пробиваться первые листочки из почек, очаровывают в работе «Весна», а в акварели «Лес» тоненькие деревья окутаны туманами ранней весны с падающими снежинками.

Лики России